Деятельность нашей компании – Корпорации «Диполь» – непосредственно связана с понятием «ФГОС». Большинство наших курсов разработаны с учетом федеральных образовательных стандартов. Изучая различные источники информации по этой теме, я нашла много интересных сведений, которыми хочу поделиться с вами.
Сегодня я начинаю цикл статей об образовательных стандартах. Конечно, многие вещи вам знакомы, я постараюсь сделать свой обзор интересным и полезным. Итак, начнем.
Путь к европейскому образованию, или Болонская декларация
19 июля 1999 г. в городе Болонья (Италия) министры образования 29 стран от имени своих правительств подписали документ, получивший название «Болонская декларация».
На сегодняшний день участниками Болонского процесса являются 49 участников, включая и Европейскую комиссию. Монако и Сан-Марино – единственные члены Совета Европы, не участвующие в процессе.
Фото с сайта: http://www.ehea.info/
Основные моменты Болонской декларации:
- Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому для обеспечения повышения мобильности трудоустройства.
- Введение двухступенчатой системы обучения.
- Внедрение системы зачетных единиц трудоемкости с целью взаимозачета результатов образования в различных учебных заведениях.
- Развитие и усиление мобильности учащихся и образования в целом.
- Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.
- Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
Российская Федерация присоединилась к Болонской декларации 19 сентября 2003 г. После присоединения абитуриенты и студенты российских вузов получили возможность обучаться до степени бакалавра или до степени магистра.
Но присоединение к декларации наложило на Россию и определенные обязательства. В связи с этим в системе активно происходят процессы изменения и преображения. Меняется все: от приоритетов до качества обучения. Обновляются структура и содержание образовательных программ, вводятся новые стандарты, новые понятия и новые правила, формируются новые системы оценки результатов обучения.
Хорошо это или плохо? Сколько людей, столько и мнений. В конечном итоге время покажет, насколько эффективными были эти нововведения. Но в любом случае это опыт, и опыт больше положительный.
Что же скрывается за аббревиатурой ФГОС?
Если говорить об образовательных программах нового поколения, то можно выделить следующие отличительные черты:
а) компетентностный подход;
б) введение зачетных единиц (кредитов);
в) модульное построение;
г) введение двухступенчатого высшего образования.
Остановлюсь подробнее на каждой.
Компетентностный подход основан на идее, что результаты обучения описываются неким набором компетенций. Данный набор – это, по сути, совокупность различных факторов, в том числе полученных знаний, умений и навыков, а также личностных качеств обучаемого и его способностей, которые формируются в процессе обучения и которые студент готов продемонстрировать после завершения обучения.
Еще одним интересным моментом в новой системе образования является кредит. Это числовой способ выражения объема и уровня знаний, основанный на достижении результатов обучения, а также соответствующей этому уровню трудоемкости, измеренной в единицах времени.
Существует несколько систем зачета кредитов: американская, британская, европейская система, система кредитов Азии.
Зачетные единицы так же, как и кредиты, начисляются студентам в результате успешного прохождения и освоения дисциплины или модуля.
Введение двух первых понятий привело к возникновению третьего–«модульное обучение».
Модульное обучение – это способ организации учебной деятельности, который основан на блочной системе предоставления информации. Сущность данного способа обучения заключается в том, что все содержание разбивается на методические блоки-модули, разные по размеру и содержанию в зависимости от дидактических целей и уровней дифференциации обучающихся.
Модули могут быть элективные и обязательные. Сочетание разных модулей позволяет обеспечить полноту выбора и гибкость материала для обучения.
По сути модуль – это самостоятельная единица (структура) со своими методическими и дидактическими материалами, перечнем основных компетенций, знаний, умений и навыков, которые студентам необходимо приобрести в процессе обучения. А в связи с тем, что модули являются мобильной системой, они требуют постоянной корректировки. Это вызывает некоторые трудности у учебных учреждений в целом и непосредственно у преподавателей. Нельзя подготовить модуль и десятилетиями его использовать, для поддержания высокого качества образования требуется постоянная работа.
Конечно, в идеале модульная система должна способствовать упорядочению учебного процесса, повышать уровень профессионализма и обеспечивать рост самостоятельности учащихся. Но на данном этапе становления и модернизации системы образования модульная система пока не до конца является ясной и прозрачной.
В завершение сегодняшнего блога – немного о двухступенчатом образовании. В рамках Болонского процесса в России введена двухступенчатая система образования: бакалавриат и магистратура.
Бакалавриат – это первая ступень обучения продолжительностью 4 года, обучение осуществляется по базовым направлениям. Вторая ступень – магистратура, длительность обучения – 2 года. Магистратура направлена на углубленное изучение узкой тематики.
На сегодняшний момент КПД данной системы в российских реалиях определяется неоднозначно, и в первую очередь из-за достаточно еще юной и необкатанной системы. Пока еще много вопросов, спорных моментов и тем для дискуссий, и в первую очередь из-за часто меняющихся образовательных стандартов (ФГОС). Не успели преподаватели разобраться с ФГОС 2, появился ФГОС 3, а за ним и ФГОС 3+. Сейчас в разработке находится ФГОС 4.
И это неизбежно, поскольку идет поиск того стандарта, который в конечном счете позволит нашей системе образования стать понятной, открытой и эффективной для всех участников процесса.
Продолжение следует…