Компетентностный подход

Акимова Н.Н.
Заместитель генерального директора по развитию
02.11.2015

Как я уже говорила в предыдущих публикациях, одной из составляющих «нового» образования стал компетентностный подход.

Анализируя свой опыт и опыт знакомых, пришла к выводу, что компетентностный подход в образовании – это хорошо.

Ведь довольно часто встречается ситуация, когда выпускники вузов или средних учебных заведений, устраиваясь на работу, не способны в полной мере выполнять свои профессиональные обязанности. Их приходится снова учить – учить работать. И дело не в знаниях… Знания чаще всего есть, но нет умения ориентироваться в ситуации, самостоятельно решать различные задачи, брать на себя ответственность и т.п.

И мне кажется, что компетентностный подход в образовании – это выход из этой ситуации. Именно поэтому хочу сегодня подробнее рассмотреть это понятие.

Основные принципы

Выделяют 3 основных принципа, на которых основан компетентностный подход.

Первый принцип – это система базовых знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть студент в процессе обучения.

Второй принцип – это фундаментальность и конкретность образования. По сути, обучение должно быть ориентировано на базовые составляющие науки и должно соответствовать заявленным дисциплинам.

Еще один немаловажный принцип – это личностный подход. В первую очередь, этот принцип вырабатывает у студентов способность решать различные проблемы в профессиональной и социальной сферах деятельности самостоятельно, основываясь на социальном опыте, частью которого является и собственный опыт учащихся.

Только когда человек сам прочувствует ситуации изнутри, он будет способен принимать самостоятельные решения исходя из знаний, навыков и умений и сможет соединить эти три составляющих профессионального успеха в единое целое. Личный опыт специалиста поможет ему совершенствоваться дальше в процессе своей деятельности, взаимоотношений с окружающими и в процессе личностного роста.

Значительная роль в формировании базы знаний, умений и навыков принадлежит образовательным институтам. Они ответственны за воспитание будущих специалистов способными принимать решения и брать на себя ответственность за них.

Суть компетентностного подхода заключается как раз в том, что любая система образования должна развивать у студентов личностные способности и их готовность к деятельности в различных условиях, а не просто давать разрозненные знания и формировать отдельные умения. Вырабатываемые в процессе обучения навыки эффективны только в связке друг с другом.

Так, например, общекультурная компетентность – это характеристика личности обучаемого, которая выражается главным образом в способности решать профессиональные задачи на основе опыта освоения культурного пространства, социальных и правовых основ поведения личности в любом обществе.

Общепрофессиональная компетентность характеризует специфику конкретной профессии, например актера или медика. Благодаря ей специалист способен решать разнообразные профессиональные задачи.

Специальная компетентность связана с особенностью уже определенной предметной области профессиональной деятельности.

Очевидно, что компетентностный подход – это стремление обеспечить потребности рынка труда в квалифицированных специалистах. И основной акцент в данном случае делается на результатах образования. Причем эти результаты подразумевают не только балльную оценку, но и способность решать многообразные производственные задачи, действовать в разных ситуациях и уметь принимать решения. То есть как раз и предполагают готовность к профессиональной деятельности после окончания обучения.

Размышляя над этим вопросом, я поняла, что компетентностный подход – это двухсторонняя модель, с одной стороны которой находится студент, а с другой – преподаватель. И результат обучения зависит от каждого участника процесса. Именно тройка «знания, умения, навыки» в конечном итоге обеспечит рынок труда специалистами, готовыми к решению любых задач, способными принимать решения и брать на себя ответственность за эти решения.