ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ПРИХОДИТ В ЭНЕРГЕТИКУ. ИНТЕРВЬЮ С ГЕНДИРЕКТОРОМ КОРПОРАЦИИ «ДИПОЛЬ»

Акимова Н.Н.
Заместитель генерального директора по развитию
05.02.2019

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ПРИХОДИТ В ЭНЕРГЕТИКУ

Новые времена рождают новые технологии, в том числе и в образовательном процессе. Стало привычным и e-learning, то
есть электронное обучение. Уже пятнадцать лет саратовская Корпорация «Диполь» обеспечивает учебные заведения и фирмы России электронными учебными курсами и компьютерными тренажерами для подготовки студентов и специалистов в различных отраслях знаний. Последние несколько лет компания успешно работает над созданием 3D-тренажеров, позволяющих вывести на новый уровень обучение специалистов промышленных и энергетических предприятий. О разработках фирмы и их перспективах говорим с генеральным директором Корпорации «Диполь», к.ф.-м.н. Виктором Поляком.

 

– Виктор Ефимович, расскажите, пожалуйста, о предприятии.

– Начнем с того, что оно, пожалуй, единственное в Саратове на постоянной основе занимается разработкой подобных продуктов. Первые наши электронные курсы касались экономики, финансов и бизнеса. Потом мы ушли в разработку курсов по техническим дисциплинам. Создавать их значительно сложнее, но так как в коллективе работают специалисты с математическим и физическим образованием, мы особых трудностей не испытываем. На данный момент при участии консультантов – специалистов и преподавателей — мы разработали около 300 курсов и тренажеров для учебных заведений и компаний. Последние 4 года мы активно разрабатываем и внедряем 3D-тренажеры для обучения персонала энергетических компаний, считаем это направление деятельности одним из самых перспективных. Виртуальная и дополненная реальность, трехмерная графика — все это сейчас бурно развивается, но нашла активное применение пока лишь в сфере развлечений, компьютерных играх и при обучении военных. Мы же, считаю, были одними из первых в России, кто начал продвигать 3D в промышленности, в энергетике. Работа на энергетических объектах сопряжена с повышенным риском, правила безопасности там жесткие, специалисты должны быть хорошо обучены. У нас с товарищем родилась интересная идея, как можно в виртуальной среде смоделировать действия персонала электросетевых компаний при обследовании трансформаторных подстанций. В Саратове объединили усилия с профильной компанией, которая выделила средства на разработку продукта. Многие электросетевые компании, среди них и очень крупные, проявили интерес к новому 3D-тренажеру, и это вдохновило нас на создание целого ряда подобных программных продуктов.

– Как выглядит обучение на таком тренажере?

– У энергетиков есть процедура осмотра, обследования профильных объектов на предмет неисправностей и дефектов.
Мы отобразили все эти объекты в 3D и сделали так, что пользователь тренажера может встретить их узлы и отдельные элементы как с нарушениями, дефектами, так и без. Задача испытуемого – определить, что так, а что нет. Все как в жизни. При каждом новом заходе в программу дефекты комбинируются по-новому. По ведомости, которая выдается обучающемуся в программе, он должен сориентироваться и отметить, что нашел. После проводится оценка его квалификации. Тренажеры более продвинутого уровня дают возможность дефекты не только находить, но и устранять, выполняя правильный алгоритм действий.

Какие преимущества оно дает?

– Игровая ситуация вызывает интерес и концентрирует внимание обучаемого. Это своего рода квест, который помогает тренировать и закреплять определенные навыки, доводить их до автоматизма и запоминать не отдельные действия, а их алгоритмы. Кроме того, придуманный нами подход является универсальным и может быть применен для обучения персонала поиску нарушений при обследовании любого оборудования.

– Кто пользуется вашими продуктами?

– У нас много заказчиков – одних учебных заведений порядка 1500 по всей стране. Из крупных фирм и ведомств можно упомянуть, например, Россети, Роснефть, Газпром нефть, «Мегафон», Лукойл, МОЭСК, МЧС и ряд других.

– Рынок в России уже заполнен или еще есть куда расти?

– В России фирм, подобных нашей, не так много, а если брать разработки в технической области – еще меньше. Обучающих программ и тренажеров в области техники со временем будет требоваться все больше и больше, и мы, конечно, не останемся в стороне.

– Как вы находите новые идеи для проектов?

– Часть из них появляется у нас в процессе обсуждений, и тогда мы смотрим, есть ли к ним интерес, каков их коммерческий потенциал. Некоторые организации приходят к нам сами и просят сделать им что-то. И в этом случае важно понять, каковы возможности продвижения предлагаемого к разработке продукта на широкий рынок. Стоять на месте в наше время нельзя, и мы постоянно стремимся придумывать что-то новое.

Кухтина У. Виртуальная реальность приходит в энергетику. RUSSIAN BUSINESS GUIDE. – Москва, 2018. № 30.